Марка 14 глава
Помазание Иисуса миром, Тайная Вечеря, молитва Христа в Гефсиманском саду, пленение Иисуса и суд над Ним, Петр трижды отрекается от Христа.
От Вечери до суда
- Иудейские старейшины решают убить Иисуса:
1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Иудейские старейшины продемонстрировали свою циничность – Иисусу верить не хотели, но и народа боялись – потому как все же признавали, что Тот творил чуда и был необыкновенным человеком.
- Помазание Иисуса миром:
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
*1 динарий – заработок наемного работника за день.
Этот случай лучше объясняется в Иоанна 12 глава:
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Как можно сделать вывод из описания этой истории в Евангелие от Иоанна, Мария поступила так из благодарности за то, что Иисус воскресил ее брата Лазаря. А возмущался предатель Иуда Искариот – воровавший деньги из денежного ящика для пожертвований.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
В отличие от многих иудеев тех времен, Иисус Христос хорошо относился к женщинам, да и вообще понимал побуждения людей – поэтому и оценил этот щедрый жест Марии.
- Иудино предательство:
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
Что ж, корыстолюбие Иуды сделало свое дело, вовлекая его в еще больший грех…
- Тайная Вечеря:
12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
Это было предсказано в 40 Псалме:
10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
Выбирая Иуду Искариота апостолом, Иисус знал, что тот предаст Его, и что Иуда из-за этого может погибнуть – Иоанна 17 глава:
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Но Иисус намеренно его избрал – чтобы сбылось Писание. Но это не значит, что Иисус способствовал его предательству – Он учил Иуду наряду с другими учениками, неоднократно говорил о том, что иудейские старейшины хотят Его убить. Даже здесь Он открыто сказал, что среди Его учеников предатель – и дал прямое предостережение последствия предательства. Но жажда к деньгам ослепила Иуду…
В Евангелие от Иоанна 13 глава указывается, что ко времени потребления хлеба и вина в качестве символов Тела и Крови Христа, Иуда Искариот вышел и пошел к священникам. То есть, во время заключения Нового Завета Иуда не присутствовал.
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
Потребление хлеба и вина в качестве Тела и Крови Христа хорошо объяснил апостол Павел в 1 Коринфянам 10 глава:
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
То есть, потребляющие такие хлеб и вино, показывают, что хотят стать частью Тела Христа и очиститься Его Кровью – что есть Его Учением, – от греха, – становится одним Телом и Духом с Ним (см. «Тело и Кровь Христа»).
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
После Своего Воскресения Иисус Христос стал Духовным Созданием – поэтому маловероятно, чтобы в духовном мире Он мог пить реальное вино. Так что Он хотел сказать этими словами? Как понимаем, потребление вина ассоциируется с приятным времяпровождением в кругу друзей. А после Своего Воскресения Иисус Христос «сел одесную Бога» и ждал – 109 Псалом:
1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
Именно во время Господнего Дня – наше время, – враги Христа будут сброшены на землю – подножие ног Господних. И только после этого Он начнет господствовать среди врагов Своих. То есть, от времени Своего Воскресения Иисус Христос не имел возможности общаться со Своими апостолами и остальными учениками. Но именно во время Дня Господнего Божьи избранники – так называемые братья Христа (см. «Братья Христа»), – присоединятся к Иисусу Христу в небесной сфере – где, очевидно, с наступлением Божьего Царства смогут общаться с Христом.
- Ученики напоследок соблазнятся:
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
Это пророчество сказано в Захарии 13 глава:
7 О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых.
Интересно, что в пророчестве Захарии упоминается о малых – о которых часто говорил Иисус Христос, – например, в притче об овцах и козлах (см. Матфея 25:31-46). И, как мы знаем, малыми Иисус называет Божьих избранников, или еще их названо святыми Всевышнего и братьями Христа (см. «Братья Христа»). Именно против них в Последние Дни выступит зверь, символизирующий современную Россию (см. «Зверь») – Откровение 13 глава:
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
Итак, основная часть озвученного Христом пророчества исполнится в Последние Дни. Но все же сначала оно сбылось в первом веке на учениках Христа.
28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее.
Интересно, что даже в то время ученики Христа не понимали, о чем Он им говорит…
29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
Самоуверенность черта нехорошая – об этом также предупреждал апостол Павел – 1 Коринфянам 10 глава:
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Впрочем, как указывается в Евангелие от Луки, хотя Иисус заблаговременно предупредил Петра об этом отречении, Он еще до этого предупреждения сказал о Своем прощении ему этого – Луки 22 глава:
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Как интересно – прощение еще до прегрешения, – как-то странно, по-Божьему…
- Искренняя молитва:
32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
Хотя Иисус и намеревался обратиться к Богу-Отцу и просить Его о поддержке, но Он, очевидно, искал поддержки еще и у Своих учеников – которые из-за непонимания ситуации помочь Ему не могли. Это еще раз показывает, насколько встревоженным был Иисус Христос…
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Несмотря на Свою тревогу, Христос понимал необходимость того, что Ему предстояло пережить – Иоанна 12 глава:
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
Смирение Христа относительно Божьей Воли является хорошим примером для всех Его последователей…
37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Зная, что приближаются Его враги и какие страдания ожидают Его впереди, Иисус был полон решимости следовать Божьему намерению.
- Пленение Иисуса:
43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
Тем, кто ударил раба первосвященникова, был апостол Петр – Иоанна 18 глава:
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
В Евангелие от Луки 22:51 говорится, что, несмотря на такую враждебную ситуацию, Иисус исцелил раненого раба. Но это чудо не остановило тех, кто пришел схватить Христа, – хотя они и понимали, что поступали неправильно – ведь действовали тайно, под прикрытием ночи. И на это Иисус Христос обратил их внимание:
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50 Тогда, оставив Его, все бежали.
51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
- Ночной суд у первосвященника:
53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.
Удивляет, что находилось немало таких, которые легко лжесвидетельствовали против Христа – совсем не боялись Бога, нарушая Его Заповеди.
60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Учитывая трудности первосвященников со свидетелями – чтобы осудить Иисуса, – мы видим, что Христос, фактически, Сам поспособствовал им – дав утвердительный ответ, которого они и ждали. То есть, Он намеренно шел на то, что должно было произойти.
А первосвященники, хоть и понимали, что Иисус может быть Мессией – свидетельством чего были Его многочисленные чуда, – не побоялись Его осудить.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
Выступая против Бога, первосвященник и дальше нарушал Божьи Законы – ведь Моисеев Закон запрещал первосвященнику раздирать на себе одежду – Левит 21 глава:
10 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих;
Следовательно, этот первосвященник – что так, что эдак, – согрешил перед Богом, и утратил честь быть Его первосвященником.
65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
Таким образом они исполнили пророчество из Исаии 50 глава:
6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
Интересно, видели ли сами иудеи, что своими действиями они исполняют Божьи пророчества?..
- Петр отрекается от Христа:
66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
Страх – отвратительное чувство, потому что подавляет совесть и побуждает людей поступать неправильно. Но совесть Петра достаточно быстро вырвалась – побудив убежать от опасности и дала о себе знать. Поэтому Иисус не зря простил Петра еще до этого отречения – это была кратковременная слабость, а Петр действительно любил Христа и был Ему верен. Но, как рассказывает история, за эту кратковременную слабость совесть мучила Петра до конца его жизни – что даже когда его схватили и приказали распять как Христа, – он просил, чтобы его распяли вверх ногами – потому что считал себя недостойным умереть как Христос…