Луки 3 глава
Проповедь Иоанна Крестителя, крещение Иисуса, родовод Иисуса Христа.
Иоанн Креститель
- Когда это было:
1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
Из этих слов можно подумать, что первосвященников было два – Анна и Каиафа. Как преподносят некоторые переводчики Библии, согласно историческим данным Тиберий был императором Рима с 14 по 37 годы. Понтий Пилат – римский наместник Иудеи с 26 по 36 годы. Ирод Антипа, Филипп (сын Ирода Великого и Клеопатры) и Лисаний были правителями указанных территорий. Анна был первосвященником в период с 6 по 15 годы, сохранив свое влияние и после того, как первосвященником стал его зять Каиафа – с 18 по 36 годы.
- Проповедь Иоанна Крестителя:
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
Эти слова цитированы с Исаии 40 глава:
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это.
Интересно заметить, что путь необходимо готовить в пустыне. Пустыня – это место со сложными условиями жизни – каким и является мир грешного человечества (см. «Пустыня»). Наполнение долов – это упрощение доступности к Божьему Пути для простых людей, понижение гор – надменные предводители религий утратят свое влияние. Спасение станет действительно доступным в то время – потому что Божья Истина будет предоставляться в доступной форме, – не так, как до этого времени преподносили разные религии. И следует дополнить – хотя эти слова звучали тогда, они актуальны и в наше время – время исполнения пророчества Исаии в мировом масштабе.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Эти слова подтверждают, что детьми Авраама могут быть не только иудеи по крови – Римлянам 9 глава:
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
Дитём Авраама можно быть по духу – как и он, соблюдая Божьи наставления.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Иисус также использовал эту аллегорию, да и Библия часто придает дереву символическое значение (см. «Дерево»).
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Похожий совет позже давал Иисус Христос в Нагорной Проповеди – Луки 6 глава:
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Очевидно, это должно быть в основе Божьего Устройства жизни людей.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Фактически, Иоанн – который был в качестве пророка Илия, которому надлежало придти (см. «Илья»), – упрощал людям путь к Богу (в отличие от фарисеев и книжников), акцентируя на духе поклонения Богу, на справедливости, щедрости и отсутствии эгоизма.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, -
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Сначала Иисус крестит Святым Духом – изберет Своих. А потом будет крестить огнем – уничтожит неверных – во время Конца (наше время).
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
Эти слова созвучны с притчей Иисуса Христа о пшенице и плевелах (Матфея 13 глава).
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
- Ирод:
19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
Иоанн пребывал в темнице до своей смерти – когда во время празднования Ирод приказал его убить (Матфея 14 глава).
- Крещение Иисуса Христа:
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Голубем Бог указал Иоанну на Своего Избранного – Иоанна 1 глава:
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
А словами после крещения Бог благословил Иисуса Христа на Его миссию.
- Родовод Иисуса по Иосифу:
23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,
24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,
25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,
26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,
27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,
28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,
29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,
30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,
31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,
32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,
33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,
34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,
35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,
36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,
37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,
38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
Хотя Иосиф не был биологическим отцом для Иисуса Христа, но для людей было именно так – а Бог внимателен к мелочам. Поэтому Лука, за иудейским обычаем, привел родовод Иисуса Христа по Иосифу. Этот родовод не настолько детален, как у Матфея, но и здесь упоминаются выдающиеся люди израильского народа – Авраам, Иуда, царь Давид и Зоровавель.
Интересно: Библия не указывает род Марии – матери Иисуса Христа. Но, как можно сделать вывод с рода ее родственницы Елисаветы (1 глава), вероятно Мария была из Ааронового рода священников, – то есть, из племени Левия, которое было выкуплено Богу. Поэтому дева Мария символизировала Деву – изначально данную Богом систему ценностей для построения одобренного Богом человеческого общества (см. «Три в одной»). Ведь дева Мария из племени Левия, к тому же из Ааронового рода священников, была максимально чистой в Божьих глазах от людей. А Иисус Христос был из племени Иуды через названного отца Иосифа – не как телесный потомок, а как потомок Обетования.