Исход 34 глава
Моисей опять идет на гору к Господу. Бог показывает Моисею Свою Славу. Новые скрижали Завета. Лицо Моисея сияет.
Божья Слава
- Моисей идет на гору:
1 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;
Как мы помним из 24 главы, первые каменные скрижали сделал Сам Бог и Он же написал на этих скрижалях Свои Законы и Заповеди. Но из-за неверности израильтян Моисей разбил эти скрижали – о чем мы читали в 32 главе. И после этого Бог велел уж Моисею вытесать новые каменные скрижали – чтобы Бог на них написал Свои Законы и Заповеди.
В рассмотрении 24 главы мы сделали предположение, что первые скрижали, очевидно, символизировали Моисеев Закон – когда Бог лично вывел израильтян из Египетского рабства и лично дал им Свои Законы и Заповеди. А скрижали, высеченные Моисеем, символизируют Новый Завет, составленный Иисусом Христом – Которого, как мы знаем, символизирует Моисей (см. «Моисей»). И так как израильтяне, раскаявшиеся в своей неверности Богу, приняли Божьи Законы, написанные Богом на новых скрижалях, так и ученики Иисуса Христа приняли Его Новый Завет. И как во времена Моисея неверные израильтяне были наказаны сынами колена Левия, так и неверные иудеи были наказаны римлянами в 70 году н.э. – за то, что отвергли Бога и Его Сына Иисуса Христа. Итак, история о каменных скрижалях Моисея исполнилась на иудеях времен Иисуса Христа. Но, как мы имели возможность уже не раз видеть, все Библейские истории древнего Израиля часто являются прообразом на мировые события относительно всего мира.
Итак, как мы заметили в рассмотрении 32 главы, современный христианский мир, или так называемый Запад, также предал Бога – предав Законы, оставленные Иисусом Христом – и поклоняясь своему «золотому тельцу» – богатству и статусу. И Господний День будет Днем Божьего Гнева за такое отступничество – когда Бог уничтожит неверные народы христианского мира орудием Своего Гнева – Россией с ее союзниками (см. «Орудие»). А те, кто останется верным Богу или раскается в своих прегрешениях – они получат Божью милость, и именно для них «заработает» Новый Завет Иисуса Христа. Ведь в первом веке – когда Иисус пребывал на земле, – этот Новый Завет только был составлен, но полную силу он получит с наступлением Божьего Царства – когда будет использовано силу Искупительной Жертвы Иисуса Христа – когда Бог спасет Своих верных и воскресит к небесной жизни Своих избранных – так называемых братьев Христа (см. «Братья Христа»).
2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы;
3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей.
4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
- Бог является Моисею в Своей Славе:
5 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
Как видим, провозгласить Имя Иеговы (Господа) – это описать черты Господа, озвучить Его характеристику (см. «Имя»).
Несмотря на то, что Господь милостив и прощает вину – Он не прощает тем, кто не кается, кто дальше грешит. К этому дополним, что дети в большинстве случаев наследуют поведение родителей – поэтому, если грешат родители, то могут грешить и их дети. Да и действия родителей часто имеют последствия для детей – например, предыдущие и современные поколения людей нашего времени беспощадно уничтожают нашу планету – и последствия этого достанутся нашим потомкам.
Ярким примером наказания на будущих родах является иудейский народ. Во времена Иисуса Христа иудеи, как народ, не приняли Божьего Сына и добились Его смерти. Вот как об этом рассказывается в Матфея 27 глава:
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
Из-за того, что старейшины народа тех времен не приняли Христа и, несмотря на многочисленные доказательства, убедили людей в том, что Он был самозванцем, потомки иудейского народа уже не одно поколение страдают из-за этой вины своих прародителей – которые, вообще-то, сами сказали, что кровь Его на нас и на детях наших…
Итак, наказание за вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода указывает на то, что последствия вины отцов упадут и на их детей. Впрочем, если покаются и изменятся – Бог простит – Иезекииля 33 глава:
11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
Показывая Свою Славу, Бог будет действовать согласно Своему провозглашенному Имени – явит милость верным и накажет противников. А это, фактически, описание Божьего Суда. И этот Суд, как говорит Библия, будет длиться аж тысячу лет – Откровение 20 глава:
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
В течении этого Тысячелетнего Божьего Царства будет происходить Божий Суд, когда люди в благоприятных условиях будут иметь возможность или показать свою верность Богу, или окончательно от Него отойти (см. «Божье Царство»). Впрочем, следует понимать, что, хотя этот Суд будет длиться аж тысячу лет, он начнется еще в наше время – время Конца. Поэтому человечество будет нуждаться в Божьей поддержке – и Бог эту поддержку предоставит – как об этом говорится далее:
8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу
9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
10 И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
Не стоит думать, что Божьи чудеса будут происходить только в течении Дня Господнего – этих чуд будет предостаточно и в течении всего Тысячелетнего Божьего Царства – как вот воскресение, например…
- Божьи Законы:
11 сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев;
12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.
13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их.
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.
Как опять можем видеть, Имя Бога – это Его характеристика.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16 и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
17 Не делай себе богов литых.
Эти требования были вполне актуальными для древнего Израиля – это должно было уберечь народ от осквернения и сохранить чистоту отношений с Богом. Но эти требования также актуальны и для нашего времени. Чем? Система современного человечества подходит к своему Концу – Бог прогонит с земли негодных людей. И современному Божьему народу также будет необходимо избегать стиль жизни и ценности современного неверного человечества. И особенно актуальным это указание будет в Тысячелетнем Царстве. Как видим, аналогия здесь присутствует…
18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
Требование не являться перед Божьим Лицом с пустыми руками относится к уважению к Господу. А также, обеспечение непрерывного служения Богу в храме – ведь все приношения народа шли священникам, служащим в храме.
21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;
23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева,
Требования были понятными и простыми в исполнении, и за их соблюдение Бог обещает полную защиту и поддержку:
24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.
Здесь опять повторяется странный указ не варить козленка в молоке его матери. Молоко – пища для козленка – то, что дает жизнь. Вероятно, то что дает жизнь, не должно использоваться для того, чтобы ее забирать. Беря во внимание эту информацию, а также общую концепцию указанных выше Божьих Законов, можно предположить, что указание относительно молока матери и козленка, фактически, в широком значении является призывом прислушиваться к своей, наученной Богом, совести – не поступать неправильно, неестественно.
27 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
28 И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
В проекции на наше время эти события указывают, что после наказания неверного христианского мира, Бог через Иисуса Христа (Которого, как помним, символизирует Моисей) даст (обновит) Свои Законы Своему новому народу – Даниила 12 глава:
4 А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение'.
В то время Иисус Христос воцарится над миром – что и символизирует следующее событие:
- Лицо Моисея сияет:
29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему.
31 И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними.
32 После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае.
33 И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало.
34 Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было.
35 И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним.
Бог не впервые говорил с Моисеем, но только на этот раз лицо Моисея стало сиять. Да, конечно – Моисей был под воздействием Божьего Духа и Божьей Славы – Которую Бог перевел перед ним. Но это, очевидно, указывает, что статус Моисея изменился – он стал посредником между Богом и людьми – как и Иисус Христос – 1 Тимофея 2 глава:
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
Также и Иисус Христос – с наступлением Божьего Тысячелетнего Царства Его статус изменится – Он станет Посредником между Богом и людьми, став Царем Божьего Царства. Здесь можно вспомнить случай, описанный в Луки 9 глава:
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
Как указано в приведенном здесь 32 стихе, это было видение Иисуса Христа во Славе Его – когда Он воцарится...
Попытаемся обобщить символическое значение каменных скрижалей, рассмотренное нами в этой главе. Итак, первые каменные скрижали, сделанные и данные Самим Богом Моисею, символизировали Моисеев Закон. А вторые – вытесанные уже Моисеем, символизируют Новый Завет, составленный Человеком Иисусом Христом (именно таким Он был для иудеев) – как и Моисей сам вытесал те каменные скрижали. Но эти образы, как мы уже говорили, имеют и более широкое – мировое исполнение. И на этот раз первые каменные скрижали, сделанные Богом, символизируют Учение Иисуса Христа в первом веке – Который был не просто человеком, а Сыном Самого Бога. Тогда вторые каменные скрижали символизируют обновленное Учение Иисуса Христа – которое Бог поможет очистить Своим избранникам в Последние Дни.